Николай Поляков:“Будет востребован “бабушкин сервиз”, но в новом оформлении”

29 сентября 2023

От географических карт к керамике


Всю свою жизнь считал себя неким технарем или, по крайней мере, натуралистом. Все детство мечтал о встрече с Туром Хейердалом – норвежским археологом и путешественником. И точно не держал в руке ни кисть, ни карандаш. Поэтому и поступил в Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), чтобы изучать картографию и геоинформатику. Правда, быстро понял, что мечты очень сильно расходятся с реальностью, а вот посещать основы рисунка и композиции было в радость.

Это и стало началом большого пути. Появилось творческое окружение, случилось знакомство с керамистами, через два года я перевелся в Гжельский государственный университет, где все еще работают профессора-носители старой профессиональной школы. Я переехал в Гжель, фактически в деревню, у меня была своя печка и большой простор для работы и фантазии.

Моим увлечением и специализацией стала фарфоровая скульптура и работа с мелкой пластикой. За несколько лет я наработал свой скульптурный портфель и во многом он сформировал мой художественный стиль. Сегодня в керамике я иду от форм, не от рисунка. Хорошие формы даже в белом исполнении легко считываются глазом.

Через несколько месяцев после получения диплома встретился с Евгенией и Вадимом Дымовыми. Так получилось, что мы сразу говорили на одном языке: нам нравятся одни и те же бренды, у нас одинаковое понимание, какое глобальное будущее мы хотим построить. Так полтора года назад началась в моей жизни “Дымов Керамика” и Суздаль.

Можно сказать, я фактически вернулся к своим корням – одна из ветвей моей семьи происходит из окрестностей Суздаля.



Что вдохновляет


Мне очень нравится история, где сочетаются и дизайн, и хорошая эргономика предметов. Конечно, можно говорить про уровень определенной насмотренности – как только вы погружаетесь в тему, то рано или поздно вы начнете понимать, что именно вам больше отзывается.

Пять брендов, за которыми я слежу:


 1. Майсенский фарфорный завод, он мне особенно дорог

 2. Итальянский бренд Ginori-Doccia, одна из самых старейших мануфактур в Европе

 3. И еще один итальянский бренд – Seletti. Это пример бесшабашности в дизайне, “лавка безумного шляпника”.

 4. Emma Bridgewater – этот британский бренд, наверное, наиболее близок к тому, что мы хотим воплотить в “Дымов Керамике”

 5. Фарфоровая пластика ЛФЗ. Это отдельная любовь


Есть разные стимулы вдохновения. Можно вдохновляться от чего-то – это будет позитивный стимул, а можно вдохновляться от раздражения. Последнее – мой способ. Мне многого не хватает в том, что сегодня есть на рынке российской керамики, это меня и заставляет много работать, чтобы появилось новое, что мне нравится, и что может завоевать сердца.

То, в чем я вижу тренд – рынок будет идти от крафтового к более изящным предметам. Это классика в новой интерпретации. Так называемый “бабушкин сервиз”, но не в бабушкином оформлении. Это все началось несколько лет назад, с возрастания интереса к старым классическим производствам у широкой аудитории. Традиционные формы вновь начали презентоваться, как нечто не только коллекционное, но и утилитарное. Сегодня и мы постепенно к этому приходим.


Любимая серия “Дымов керамики”


Однозначно “Черника”. На мой взгляд, она сильно недооценена как посуда ресторанного уровня. Сейчас больше всего ее покупают как посуду для дома и многим кажется, что “Черника” будет не очень уместна в ресторанах из-за обилия росписи. Для меня любой предмет этой серии - это “вещь в себе”, который будет выигрышно смотреться и в наборе, и по-одиночке. Если попробовать миксовать базовые белые наборы и, например, один большой салатник “Черники” - получается очень гармоничный и одновременно стильный стол.


Керамика в России сегодня


Мы живем в эпоху среднетиражных мастерских. В России очень мало крупных керамических заводов, которые бы могли сравниться по объему выпуска продукции и качеству с сильными западными производствами. Но и это тоже можно изменить.

Керамика – это игра в долгую, много лет становления рынка, поиска своего стиля и своих покупателей. И в России не так много людей, готовых пойти в такую историю.


Можно ли угадать вкус заказчиков


Каждая новая серия керамики - это несколько месяцев работы. Создание тестового образца занимает около двух с половиной недель. Это этап проектирования и отливка. И вот я держу новую чашку в руке и оцениваю: Сколько она весит? Удобно ли ложится в руку? Гармонична ли она? Устраивает ли меня качество производства? Я могу неделю ходить с этой тестовой чашкой, чтобы до конца понять, как я к ней отношусь.

Если речь идет про ресторанную серию, то здесь мы оцениваем еще большее количества факторов: а как они складируются друг в друга? А удобно ли брать со стола? Насколько посуда тонкая и хрупкая для моечных машин?

Очень важен и опыт коллег, которые занимаются продажами - зная рынок, они могут подсказать, каких элементов может не хватать в сервизе. Как правило, на этапе создания мнений может быть очень много, потому что посуда - это одновременно и утилитарная, и очень эмоциональная вещь. Когда ты работаешь в очень насмотренном коллективе, то гораздо проще предугадать, как серия будет встречена на рынке.


Ресторанные серии


Моя профдеформация часто ставит меня в неловкое положение в ресторанах: как только тарелка ставится передо мною, я рефлекторно ее переворачиваю и в процессе того, как плоскость совершает переворот на 180 градусов, оцениваю качество керамики, вес, то, как тарелка ложится руку. Логотип фабрики я вижу уже в последний момент.

Не каждый ресторан в России подбирает себе посуду под концепцию. И это очень понятная история: во-первых, концепция ресторана гораздо больше и объемнее, чем любая концепция посуды, во-вторых - если идет подбор, то чаще всего он основан на выборе деколей, рисунка, и ряда базовых форм. Конечно, есть единичные рестораны, где все идет в единой концепции и тогда посещение такого места рождает очень сильные и гармоничные эмоции.

Моя мечта - совместная работа с шефом ресторана, когда можно изготовить формы под подачу блюда, проработать нюансы того, как это будет выглядеть, сколько весить, как подаваться. Такая коллаборация - это, пожалуй, вверх коллаборационной работы ресторанной и керамической индустрии.


Про новую серию керамики “Нерль”


В Суздале не надо далеко ездить или идти за вдохновением. Изгибы и повороты реки Нерль – неширокой, неспешной, но полной силы, легли в основу дизайна. Можно представить себе первый снег в полях. Я наблюдаю чистоту заснеженных берегов Нерли каждый сезон. Это нужно было запечатлеть.

Фактически это первая серия посуды, которую я полностью, с нуля, сделал в “Дымов Керамике”. Это посуда для такого же человека, как я, как мои коллеги, для людей, которые ищут здравый минимализм с адекватной претензией на сложность. Это сложно, наверное, звучит, но еще сложнее сказать это иначе.



Выходить за производственные рамки


Создание посуды - это работа огромного коллектива, а также опора на технологические возможности производства. И когда мы планируем новую серию, то мы идем не только от меня или основателей как заказчиков, но и от того, насколько это понятно и удобно сотрудникам мануфактуры. Например, невозможно физически намешать слишком сложные цвета глазури или может оказаться, что обводку по внутреннему краю делать крайне неудобно и количество брака будет больше. 

Тем не менее, каждый сотрудник производства должен выходить за привычные рамки, но ровно настолько, насколько это может быть комфортно и выносимо в данный момент. Это тонконастроенный механизм. Нельзя просить делать что-то максимально сложное сразу, но мы можем к этому прийти постепенно.


Для кого я работаю


Я верю, что мы создаем керамику для людей, которым не безразличен окружающий их мир и они хотят сделать его лучше. Они любят не вещи – они видят в них возможность преобразования пространства. И да, через красоту вещей можно облагородить жизнь и сделать ее чуть более красивой. Поэтому когда я закончил работать над серией “Нерль”, я честно себе признался: да, сервиз нравится мне и это, возможно, самый главный результат моей работы.

Самое сложное в моей работе – это поиск баланса. Между минималистичностью, утилитарностью и народными мотивами; между чем-то новым и понятным для аудитории. Мы одновременно должны оставаться узнаваемым брендом для нашей аудитории и давать возможность нашим покупателям открыть что-то новое.


Коллаборации с художниками


Это очень естественный и необходимый процесс для любых керамических мануфактур. Мы – мощное средство производства, художник – творческая энергия, которая ищет воплощение.

Мы хотим делать много новых коллабораций, но и мне, и основателям важно сойтись с художником по ценностям. Общая база, общий взгляд на мир помогает и создает совсем иную атмосферу даже во время процесса производства.


Поддержка молодых художников


Это проект, который бы мне хотелось реализовать на “Дымов Керамике” – поддерживать студентов, молодых художников, инвестировать время в таких вот “андердогов”, которые могут стать громкими именами через несколько лет. Или не стать.

Я бы с осторожностью отнесся к предложению сразу превращать это в какой-то конечный коммерческий проект – все же это требует иного уровня профессионализма. Но поддержка художников, создание неких арт-резиденций, где можно высказаться, можно попробовать, можно посмотреть, как твоя идея ложится на современное производство – это хорошая социальная история. И надеюсь, что она у нас случится.


Возврат к списку