Соня Уткина: “Все, что сделано несколько столетий назад, живет и сегодня”

20 сентября 2023

Про “Дымов Керамику”


Моему знакомство с “Дымов Керамикой” и ее основателями в этом году будет пять лет. И все, что происходило за эти годы, было очень легким, естественным, настоящим творчеством. Мы познакомились с Евгенией в 2018 году в галерее “Роза Азора”, где у меня была выставка “Дом здесь”: серия нарисованных домиков, которая родилась у меня после путешествия по тверской области. И вот спустя несколько дней я приехала в Суздаль на завод и раскрасила первые тарелки. Для меня это был первый опыт работы с керамикой. А уже через пару месяцев мы сделали первую серию “Пословицы и поговорки”. Она до сих пор есть в продаже в магазинах.

Для меня главное в сотрудничестве – иметь общую цель, ценности, доверять друг другу, быть на равных. Когда вам нравятся общие вещи, вам не нужно копаться в деталях и перерисовывать бесконечно элементы. Тогда чувствуется энергия творчества и любви к тому, что делаешь.


У кого я учусь


Мои главные учителя и вдохновители – дети. Они учат радости и доверию этому миру. Это совсем иной уровень открытости, эмпатии и принятия, который нам, взрослым, даже не снился. У них нет искусственных ограничителей, коридоров, в которые мы сами себя загоняем, они делают ровно то, что хотят.

Моя одиннадцатилетняя дочь со своими двоюродными сестрами делает украшения из эпоксидной смолы и предложила нам с мужем это продавать. Она оценила свои украшения вполне достойно. Мы с мужем сделали из багажника передвижной магазин и отправились по нашей деревне, ни на что не надеясь и готовые к тому, что закончится все быстро. Но нет! Для нашей деревни это был почти праздник – украшения раскупали, все общались, вся деревня уже через полчаса знала про нашу затею и нас ждали. Я смотрела на это с открытым ртом и понимала: это урок для меня.

Оказывается, можно и так – легко, без насилия над собой. Если у тебя драйв и энергия, ты это делаешь, если не хочешь – не делаешь. Поэтому я учусь у своих детей не усложнять, выбирать, чтобы было просто, легко, что можно ошибаться, не загонять себя в рамки. Так что я учусь у них всему.

А если говорить про источники вдохновения, то это может быть что угодно – от детского рисунка до подборки pinterest. Ты на нее смотришь не как на что-то готовое, а на то, что пробуждает твою фантазию. А как ты это можешь сделать под себя? А что тебя в этом зажигает?


Многосюжетные рисунки


В детстве я очень любила средневековые и библейские миниатюры. Ты рассматриваешь часами детали, орнаменты и проваливаешься в этот мир. И даже быт простого крестьянина для меня красив.

Для меня важны эти бытовые детали в обычной жизни. Я визуал и для меня важно видеть красоту жизни во всех проявлениях: что я вижу, что я ем, что я чувствую, о чем я думаю? Мне важно, из какой чашки я пью кофе утром. Потому что это приносит радость.

Серия “Огород” тоже получилась из таких многосюжетных картинок. Мы разложили их на столе, посмотрели, где-то добавили коня, кур, поняли, что вот это будет сюжет про охоту, это сюжет про рыбалку – и выпустили это в мир.


Про народные мотивы


Для меня в народных мотивах, в обращении к промыслам нет ничего искусственно-исторического. Это материя, которая живет и сегодня. Для меня все эти домики, все эти люди полны радости и легкости.

Мне нравятся предметы, сделанные руками и с любовью. Это авторская вещь, где заключена уникальность автора. И совершенно нет разницы, сколько им лет: два, десять или двести лет. Все, что сделано несколько столетий назад, живет и сегодня.

Мы не так давно со старшим сыном сделали тур по деревням тверской области – посмотрели Бежецк, Калязин, Красный Холм и много других городов. И почти каждый дом – объект искусства, настоящие деревянные дворцы, мимо которых ходят люди, которые настолько привыкли к ним, что не видят, что их окружает. Люди часто живут в новостях, в своей голове, в своих проблемах, но не там, где ходят их ноги.

Часто после выставок или мне в социальные сети пишут: “Представляешь, мы видели домик, который был на тарелке. Он классный”. И в такие моменты я понимаю, что да, я могу помочь увидеть эту красоту другим.

В Суздале стараются сохранять старые вещи – например, можно взять старый шкаф, отреставрировать, но сохранить деревянным орнамент. Для меня это очень правильный опыт общения со стариной. Почему все так любят ездить в маленькие старые города в Италии? Потому что там очень много заботы о старых вещах – их берегут, их любят, и это вызывает сильные эмоции.


Про кураторские столы


Мы с Андреем Бартеневым и Катей Бочавар готовим в Суздале этой осенью арт-проект, о котором будем еще много будет говорить. У каждого из нас будет “кураторский стол” – фактически это пространство, отданное нам основателями на откуп. Мое пространство – магазин “Сельская жизнь” и я хочу там показать героев из серий “Лето” и “Огород”. Это будет небольшой керамический город, чем-то похожий на Суздаль, где живут мои персонажи – ловят рыбу, ходят на рынок, дружат, ссорятся, в общем, живут настоящей полнокровной жизнью.

Для своего стола я сделала огромные вазы-колокольни. Это был настоящий вызов – безумную идею воплотить в керамике, и только благодаря профессионализму керамиста Любы Скользневой это все удалось.


Про изменения в Суздале


То, что делают Евгения и Вадим в Суздале, – это фактически возрождение города через свое отношение, свою любовь. Такие инициативы возрождают огромные пространства – это все начинается с малого и постепенно заражает других людей вокруг. Фактически ты говоришь себе: “я хочу видеть это место иначе, другим” и не боишься взять на себя ответственность за процесс изменений.


Про планы


Хочется попробовать себя не только в керамике. За границей мне очень нравится заходить в небольшие магазинчики для туристов, которые продают вещи, сделанные мастерами этой страны. И когда я смотрю на халат с восточным орнаментом, то я понимаю, что да, мне очень нравится халат, но я хочу сделать такой с собственным орнаментом. Я фанат русского народного творчества, но мало кто умеет его “продавать” и подавать так, чтобы это было “дорого”. Керамика, одежда, деревянная посуда – это все уникальные вещи, но часто их выбрасывают на свалку, потому что не видят ценности. И хочется это изменить.

Из последних проектов – для Николо-Ленивца я сделала метафорические карты в наивном стиле. 30 карт, 30 объектов. Я рисовала ассоциации, которые приходили на ум. А потом сама попробовала с этими картами повзаимодействовать со своими друзьями и честно, не ожидала, что это так понравится и зайдет.

Я люблю задавать другим вопрос: “А что бы ты делал и чем занимался, если бы у тебя были все миллионы этого мира?”. И когда человек отвечает, что занимался бы тем же самым, что и сегодня – это очень сильное схождение по ценностям. Мне нравится то, чем я занимаюсь сегодня. Я делаю то, что мне нравится и хочется, что наполняет меня энергией. И когда это получается, когда мы сходимся в видении с заказчиком, когда получается удачный продукт, когда его покупают, то это значит, что человек находится на своем месте, он идет по своей дороге.


Возврат к списку