Катя Бочавар “Искусство разлито в воздухе вокруг нас”

3 ноября 2023

Суздаль как место умиротворения

Каждый человек в жизни находит свое место – иногда оно совсем не там, где ты ожидаешь. Я городской житель, родилась и выросла в Москве, жила в Нью-Йорке, но именно Суздаль трогает мое сердце, именно там я чувствую себя дома.

В Суздаль я езжу много лет, там живет много моих родственников. Очень люблю суздальскую землю и каждый раз в своих путешествиях по миру все увиденное сравниваю с ней. Иногда приходят сравнения с Нормандией, иногда смотрю на апстейт Нью-Йорк и вижу там что-то из Суздаля. Даже на питерские закаты я иногда смотрю и думаю: “Как в Суздале”. И эти параллели делают новые места для меня родными.

Природа Суздаля необыкновенная. Трава зеленее, небо голубее, закаты волшебные. Возможно, все дело во влажности, но наш мозг воспринимает такие вещи как поэтичные.

Суздаль успокаивает. И когда я из Владимира выезжаю в его сторону, часто понимаю, как же я устала, меня начинает отпускать тревога и суета. Или иду с мануфактуры «Дымов Керамики» в центр города, где живу, вижу закат, золотой крест церкви на розовом небе – и это трогает и умиляет мое сердце.

Мне всегда хотелось в Суздале что-то сделать, но все случилось тогда, когда должно было случиться. Евгения Зеленская мне предложила сделать орнамент для мебели в Доме русского чаепития. Так начался этот большой проект.

Ополье в Доме русского чаепития

Для проекта в Нижегородской области было уже отобрано несколько орнаментов, которые нам показались уместными для Дома русского чаепития. Это были достаточно крупные цветы, лаконичные и выразительные.

Получилась целая история, которую я назвала Ополье – достаточно традиционное название для этих мест, название природного района, где находится Суздаль. Для меня это очень важная дефиниция своим обращением к природе, к полю, через которое я хожу в Суздале и которое рассматриваю в разных состояниях летом, весной и осенью.

В проекте существуют два важных пласта: первый диктует само здание, второй пласт привнесен нами. Первый пласт держится на двух цветах: черном и китайском красном – это цвета, наиболее близкие к кирпичному зданию, которые поддерживают историю с китайским чаем. Цвета второго пласта другие: синий, голубой, желтый, красный, белый. Объединяют эти пласты наш орнаментальный язык – драпировки и мозаики, одежда официантов, посуда и лампы. Получается диалог, беседа окружающего пространства, в которую оказывается вовлечен и гость.

Дом русского чаепития и история про национальную идентичность

Мы живем в сложную эпоху, когда мир и разъединяется и объединяется, пытается найти себя, понять, кто он такой. Русские тоже проходят через такой сложный рефлексивный процесс. Что такое сегодня быть русским? Что такое дом русского чаепития?

Что мне всегда импонировало в рассуждениях о русской идентичности, так это потрясающая чуткость к тому, что находится вокруг нас, умение творчески присваивать и перерабатывать то, что нам нравится. Мы привозим свои впечатления из разных стран и делаем их «своими». То что мы любим, мы называем “русским”. И те пейзажи, которые мы видим где-то за границей, мы обязательно сравниваем с нашими, а те, что нам нравятся – я называю их про себя «русскими».

Наша задумка Дома русского чаепития в том, чтобы показать яркие впечатления со всего мира через призму любующегося ими русского человека. Все построено на ассоциациях. Полосатые яркие драпировки напоминают флаги, которые вывешивают в праздничные дни в итальянских городках. Пельмени и вареники – это те самые равиоли или китайские дамплинги, мозаики – это отсылка к Византии и Стамбулу.

Русские – люди любопытные, мы заполняем свое пространство дома тем лучшим, что увидели в других местах. И в этом для меня воплощена концепция «русского мира», Дома русского чаепития.

Место умиротворения и час самосовершенствования

Когда вы находитесь в Доме русского чаепития, вы сидите в потрясающем светлом пространстве, в окружении сезонных цветов, в окна смотрят ветви елей, вы слышите звуки поющих птиц. Мне очень хотелось, чтобы Дом русского чаепития был местом умиротворения, чтобы красота входила через все возможные рецепторы и весь проект сливался в единое ощущение. Тогда это становится настоящим искусством.

Я художник современного искусства, которое не про предметы, а про эмоциональный язык, на котором ты разговариваешь с человеком. Мы хотели, чтобы гость, попавший в Дом русского чаепития на час, перезагрузился и вышел оттуда с другим пониманием себя. Это не семена не каких-то абстрактных красоты и добра, это семена самосовершенствования. Все это делается для того, чтобы человек заметил в себе эти переживания и чаще возвращался к ним. Не хочу прозвучать пафосно, но такие переживания ведут к духовному росту. В этом моя цель во всем, что я делаю: выставка, спектакль, перфоманс или такой проект как Дом русского чаепития. А когда человек меняется сам, то он меняет и все вокруг себя.

Современное искусство и стандарты красоты

Современное искусство не обязательно должно быть инородным непонятным объектом. В Выксе я создала проект, который за три недели посетило 10 тысяч человек при общей численности города 80 тысяч. В выставочное пространство мы внесли почти 100 растений. Это были кусты крыжовника, смородины, черешня с ягодами, которые поспели прямо на выставке. Для Выксы, где много дач, это было знакомым и понятным. Когда вы знакомитесь с чем-то новым, то сначала видите что-то простое и понятное вам, а потом постепенно, не торопять, рассматриваете что-то еще, новое, но что можно объяснить простым языком. Выставка не была непонятной, агрессивной и чужой – наоборот, мы сделали все, чтобы современное искусство подавалось максимально мягким образом. То же самое я могу сказать про Дом русского чаепития – когда вы утолили свой голод, когда готовы к восприятию нового, то это самый правильный момент для разговора с искусством.

Я занимаюсь тем, что меня всегда интересовало: через искусство разговариваю с людьми. Мне нравится работать для широкой аудитории – не только для знатоков и посвященных. Чем незаметнее искусство, тем оно эффективнее. Это как воздух, которым ты дышишь: ты замечаешь его только тогда, когда его не хватает. Мне очень нравится аналогия с архитектурой итальянской провинции, когда ты приезжаешь в простую винодельню и удивляешься домам и архитектуре, которые построили простые фермеры. Почему так происходит? Потому что для этих людей это стандарт, они всегда жили в этом окружении и не представляют, что могло быть иначе.

Мне бы хотелось, чтобы мы жили красивее, единственный способ, чем я могу помочь – это задать определенные стандарты и внести искусство везде, где только можно. Когда ты окружен красотой, то твое чувство эстетики подтягивается к этим стандартам.

Конечно, если думать, что ты один в поле воин, ты сделаешь что-то, что легко сломает другой, то не хватит ни сил, ни мужества. Мне повезло, что я недостаточно осторожна или недостаточно умна для того, чтобы думать о последствиях. Я позволяю себе роскошь жить в своих идеалах, в том мире, какой вокруг я себя создала. Если мы все будем создавать вокруг себя мир лучше, чем тот, в котором мы привыкли жить, то изменения найдут нас гораздо быстрее.

Дом русского чаепития – это не отдельный проект. Это часть огромного проекта Дымовых, который включает в себя и фабрики, и фермы, и другие рестораны, гостевые дома и многое другое. Все это большая работа по изменению человеческих стандартов жизни.

Не надо искать искусство там, где висит табличка и написано “искусство”, “музей” или “галерея”. Оно находится везде. Готовность отдавать свои силы проектам, желание поднимать уровень гостеприимства, развивать производство, делать все, что направлено на улучшение жизни окружающих – настоящее искусство и исключительно благородное занятие. Я с удовольствием принимаю участие в этом процессе. 20 лет в этом году “Дымов Керамике” – это не очень много на самом деле, но уже видны явные результаты деятельности, что вдохновляет безмерно.


Возврат к списку